Главная / Полезно / Полезные статьи / Мясные грузы. Стратегия приемки или как ликвидировать недостачи.

Мясные грузы. Стратегия приемки или как ликвидировать недостачи.

Любой, кто когда-либо занимался оптовой торговлей мясными грузами, сталкивался с проблемой весовых недостач. И каждый, кто сталкивался с этой проблемой, знает, как сложно найти ответственную сторону, которой можно предъявить претензию за данные недостачи. Откуда же берутся эти недостачи и как с ними бороться? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать ниже.
При правильной приемке мясных грузов в пункте назначения, как уже было сказано, нередко возникает недостача веса нетто. Остановимся на понятии «правильная приемка».
Существуют два основных способа определения веса нетто мясных грузов: суммирование весов нетто, написанных на этикетках на каждой коробке (так называемая приемка «по трафарету»), а также взвешивание груза на весах склада (вес брутто) с последующим вычитанием веса тары для определения веса нетто. Сложно говорить о том, какой способ является более точным, поскольку в каждом из этих способов определения веса есть свои недостатки.
В случае приемки груза по этикеткам без фактического взвешивания приходится брать за истину те веса, которые указал производитель. Если, например, производитель указывает завышенный вес нетто на этикетках, то, очевидно, при таком способе приемки выявить недостачу не удастся. Эта недостача, скорее всего, проявится впоследствии при продаже груза на МПК или мелкооптовому потребителю. Как показывает практика, при приемке мяса «по трафарету» недостачи выявляются редко, что и не удивительно: у производителя веса суммируются автоматически, и только в случае какого-либо сбоя возможно расхождение веса нетто в коносаменте и на этикетках. Кроме того, данный способ приемки является достаточно сложным, поскольку требует дополнительного рабочего времени, использования печатающих калькуляторов и специальных навыков в работе приемщиков (тальманов).
Другим распространенным способом определения веса нетто является взвешивание всех грузовых мест (коробок) с целью определения веса брутто, затем определение веса тары и, наконец, расчет веса нетто. Какие же неприятности таит в себе данный способ? Представим себе, что мы вытащили все мясо из коробок, отделили от полиэтилена и другого рода упаковки и взвесили на высокоточных поверенных весах. Мы получили точный вес нетто! Что же нам мешает это делать? К сожалению, во-первых, мы не можем, по понятным причинам, вынуть все мясо из упаковки, а, во-вторых, не существует весов без погрешности. Следовательно, существует возможность определять вес нетто с определенной точностью, предел которой колеблется в пределах 50 – 100 кг на один стандартный 40-футовый контейнер с грузом весом 25 тонн (или 0,2 – 0,4 % от общего веса груза). Для повышения точности при данном способе определения веса необходимо выполнять следующие требования: весы должны быть поверены государственным поверочным органом, о чем должен иметься соответствующий сертификат, и проверены (не путать поверку и проверку!) приемщиком или сюрвейером непосредственно перед взвешиванием груза. Для определения веса тары необходимо взять, как минимум, 10 пустых коробок вместе с пластиком и другого рода упаковкой, взвесить их на высокоточных электронных весах и рассчитать среднеарифметическое значение веса одной пустой коробки. Теперь остается только вычесть из веса брутто вес тары, который, в свою очередь, складывается из веса пустых коробов и веса деревянных поддонов, и получить вес нетто.
Итак, формула для расчета проста:

Рнетто = Pбрутто – Ртары ,

где Рбрутто – это определенный на весах вес мяса в упаковке и вес деревянных поддонов, а Ртары – это вес всех пустых коробок, а также пластиковой упаковки и деревянных поддонов.

Очевидно, что если в первом способе превалирует методологическая погрешность, то во втором способе критической является инструментальная погрешность. Поскольку избежать этих погрешностей полностью нельзя, то претензионные процедуры многих производителей и международных трейдеров предусматривают франшизу от 100 до 250 кг на одну контейнерную партию.
Чтобы избежать потерь от весовых недостач при неправильном заявлении веса производителем автор данной статьи рекомендует взвешивать весь груз и всегда контролировать точность показания весов. Если, тем не менее, грузополучатель склонен переписывать вес нетто с этикеток при приемке, то необходимо периодически производить контрольное взвешивание груза.

Однако причиной весовых недостач может также служить, к сожалению, вовсе не чьи-то ошибки или инструментальная погрешность весов. Такие недостачи могут быть спровоцированы недобросовестными работниками склада, особенно если это – склад ответственного хранения, который принимает и сдает груз по весу. Нам известен случай, когда на одном складе были отдельные весы для приемки груза и другие – для отгрузки. После проведения поверки обоих весов выяснилось, что весы, предназначенные для приемки, «настроены» так, что показывают на 1 процент меньше, а другие, что для отгрузки, наоборот, показывали на 2 процента больше. Что же получается? Благодаря этим «неточностям» на этом складе могло «задерживаться» до трех процентов всех хранящихся грузов! Таким образом, только с одного контейнера у склада может оказаться «лишних» 750 кг груза. Бороться с такими недостачами возможно только путем организации безукоризненного контроля при приемке и отгрузке грузов.

В последнее время важную роль в выявлении и предотвращении недостач стали играть сюрвейерские компании. Как правило, простая констатация самого факта недостачи по весу часто является недостаточной для того, чтобы грузовладелец мог получить компенсацию ущерба. Поэтому те сюрвейерские компании, которые активно работают с мясными грузами, не ограничиваются лишь предоставлением сюрвейерского отчета. В перечень их услуг теперь входит также обеспечение техническими средствами безопасности перевозки грузов, предоставление статистики по всем складам в двух столицах, работа с материальной ответственностью за количество мест и вес груза, а также производство видеозаписи процесса перегрузочных работ. Война недостачам объявлена, и, кто знает, возможно, через несколько лет недостачи станут таким редким событием, что услуги сюрвейерских компаний станут не нужны…